Сигнал скорости от АБС

Тема в разделе "Электрооборудование, оптика.", создана пользователем Diomin36-ru, 11 мар 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    Diomin36-ru

    Diomin36-ru Участники

    Тема была озвучена на некоторых форумах, на Ардуино, например, и на Драйв2ру.
    Столкнулся и я с такой проблемой.
    Напомню, что машинка - Doblo 2008 года 1.2 дизель.
    Так уж получилось, что угробил на своем Бублике коробку (вело сцепление, а остановить машину не мог - нужна была как воздух),
    В общем, стоимость шестеренок и ремонта превысила стоимость контрактной коробки вдвое и такая была привезена
    из Калининграда (за 22000 руб. плюс 750 доставка ПЭКом в ценах декабря 2015 года).
    Однако, более детальное знакомство показало, что на коробке передач отсутствует как класс датчик спидометра.
    Совсем. Нет даже отлива в том месте, где ему положено быть. Вероятно, на более поздних машинках,
    когда модификацию без АБС в принципе перестали выпускать, его упразднили за ненадобностью,
    а сигнал скорости для спидометра стали добывать из блока АБС.
    В принципе абсолютно логично, в таком случае он избыточен, но мне-то от этого не легче!
    В общем озадачился и я вопросом добычи сигнала для спидометра от АБС.
    Изучение датчика спидометра показало, что он выполнен на датчике Холла с открытым коллектором
    (точнее стоком - HAL502A) и выдает за один оборот (датчика) 16 импульсов, что с учетом передаточного отношения
    шестеренок его привода (навскидку около 1,7 - прикидывал по фотографиям на Экзисте) дает примерно 25-30 импульсов на 1 оборот колеса.
    2016-03-04_09-29-36.jpg
    Тогда я еще не знал сколько рисок на магнитном кольце подшипника ступицы, но прикинул что где-то рядом и начал дерзать.
    Долго пытался поймать сигнал с датчика, наивно предполагая, что он индуктивный, пока не попросил у приятеля осциллограф, оказалось, что датчики у нас MRE типа,
    то есть они выдают уже прямоугольные импульсы, правда малой амплитуды и "вокруг" 11,5 вольт (плюс-минус 0.2).
    Датчик.jpg
    В общем, применяя предлагаемые на упомянутых форумах схемы, я так и не смог добиться устойчиво-прямоугольной формы этих импульсов с амплитудой 12 вольт, зато успел заметить, что двигатель очень интересно реагирует на наличие-отсутствие сигнала с датчика скорости - при его отсутствии он ограничивает мощность, а при "зашкаливании" спидометра (было у меня и такое в процессе экспериментов) пытается включить прожиг сажевого фильтра почему-то.
    В конце концов пришлось разобрать теперь уже ненужный датчик спидометра, вынуть из него плату с датчиком Холла,
    IMG_20160304_202944.jpg
    залить его эпоксидкой вместе с подходящим крепежным дюралевым уголком и закрепить в заднем тормозном механизме - там места побольше и магнитные риски, в отличие от переднего колеса, нанесены на ступице, а не на пыльнике подшипника.
    IMG_20160306_120606.jpg
    IMG_20160306_123239.jpg
    Просверлил, закрепил, протянул и закрепил кабель (то, что у меня их два - случайность, не оказалось под рукой подходящего куска стереокабеля).
    IMG_20160306_124933.jpg
    Сигнал получился четкий, но при показаниях спидометра 120 фактическая скорость по спутнику была 68. Проведя несколько замеров и усреднив,
    пришел к необходимости поделить частоту импульсов на 1,764, что, в общем-то, подтверждает предварительные прикидки, магнитных полосок у нас вроде как 48.
    В целях упрощения и соблюдения техрегламентов, позволяющих спидометру чуть завышать, но ни в коем случае не занижать скорость, остановился на коэффициенте 1,75.
    Спасибо журналу "Радио" №7 за 1999 год.
    http://www.chipinfo.ru/literature/radio/199907/p41.html
    Помня про открытый коллектор, дополнил схему из журнала транзистором, тремя резисторами и конденсатором для сглаживания питающего напряжения, в результате получилось вот что:
    Схема.GIF
    Схема собрана на монтажной плате, разрабатывать и травить печатку было лень. После испытания все залито эпоксидкой для защиты от вибрации и вставлено в разрез удлиненного кабеля (используем экранированный провод с двумя проводниками - обычный аудио стерео кабель).
    Разъем - остатки от датчика скорости. Провод протащен внутрь салона через подходящую резиновую заглушку над педалью тормоза,
    далее над рулевым валом и в накладку левого порога. Туда же, под порог, рядом с местом, где входит штатный датчик АБС,
    заведен кабель от датчика, размещенного в тормозном механизме. Соединены просто колодкой.
    В результате получил абсолютно точные показания спидометра, отсутствие соответствующей ошибки, отсутствие ограничения мощности.
    Возможно я загнался, и этот самый сигнал уже есть в блоке АБС, но схемы блока АБС и информации о нем я нигде не нашел, да и разбирать его дело неблагодарное.
    В общем может быть кому-то пригодится.